№
1(28) |
Издание
прихода церкви Рождества Христова с. Апраксина
Коломенского благочиния Московской епархии
по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия |
20
февраля
2010 года |
ДЕНЬ
ЗА ДНЕМ
4
декабря — день памяти свщ. мч. Виктора Смирнова, бывшего настоятеля
храма Рождества Христова с. Апраксино, расстрелянного богоборческой
властью на Бутовском полигоне.
Настоятель
храма протоиерей Вадим Маркин, протоиерей Сергий Тимохин, диакон
Сергий Трутнев и диакон Димитрий Соловьев совершили в этот день
Божественную литургию. Прихожане вместе со священниками молились
и просили заступничества у святого. Завершилось богослужение совместной
трапезой.
14
января — Обрезание Господне. На восьмой день после Своего Рождества
Господь наш, Иисус Христос, по Ветхозаветному закону принял обрезание,
установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета
Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда
Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом
Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
В
храме Рождества Христова священником Михаилом Власовым в сослужении
диакона Димитрия Соловьева была совершена Божественная литургия.
Много прихожан собралось в этот праздничный день: Рождество Христово
— престольный праздник храма. Священнослужители и прихожане совместной
молитвой славили Родившегося Христа.
По
традиции, в этот день после богослужения, для прихожан была накрыта
праздничная трапеза и проведено приходское собрание.
Открыл
собрание настоятель храма, председатель приходского совета, протоиерей
Вадим Маркин. В своем выступлении отец Вадим подвел итоги минувшего
года, рассказал о планах на будущее.
Заместитель
председателя приходского совета по хозяйственной работе Ирина Владимировна
Полищук рассказала о проведенных в 2009 году строительных работах.
За прошедший год было сделано немало. В храме были вставлены все
окна, отштукатурены и покрашены стены, завершена электрическая разводка,
для реставрации колокольни установлены леса. Церковно-приходской
дом отшлифован внутри и снаружи, сложена печь, проведены электрика
и вода, установлены накопитель воды и вся сантехника, утеплены и
подшиты потолки, покрашен первый этаж, установлена лестница на второй.
Закончена отделка террасы, построены беседка и дровник, два теплых
сарая для животных, вырыт каскад прудов на территории.
Ирина
Владимировна рассказала также о планах на будущее: в 2010 году необходимо
завершить возведение разрушенных стен храма и монтаж кровли, полностью
отделать церковно-приходской дом, построить скотный двор.
Выступили
также казначей храма и председатель ревизионной комиссии. В их докладах
были подведены итоги по финансовым затратам, названы главные благотворители
храма.
Собрание
сопровождалось слайд-фильмом о приходской жизни в 2009 году. В завершении
настоятель поздравил всех прихожан с праздником Рождества Христова
и пожелал Божией помощи в трудах.
18
января — Крещенский Сочельник. В нашем храме священник Михаил Власов
совершил праздничный молебен с Великим водоосвящением. По окончании
богослужения отец Михаил поздравил всех с праздником Богоявления,
пожелал помощи Божией и поспешения во всех благих делах.
Крещенский
сочельник — это вечер — приготовление перед большим православным
праздником Крещения Господня. В этот день вспоминается крещение
Господа нашего Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Он также называется праздником Богоявления — это день, когда Бог
явил Себя миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос
принял крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя,
Бог Отец — засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
Праздник
Крещения Господня замыкает двенадцать святочных дней. В этот день
Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям,
начало Его проповеди. В день праздника и в день Крещенского сочельника
во всех храмах, на реках, озерах совершается Великое водоосвящение.
На
праздник Крещения Господня вода освящается по особому чину — великим
Иорданским освящением и называется крещенской. Подвижники христианского
благочестия называютосвященную воду лучшим лекарством от всех духовных
и телесных недугов. Православные христиане хранят ее в Красном углу,
рядом с иконами.
Татьяна Балака
Фото Марии Паниной
Постное
детство
Поколение,
к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве
не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста
в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с
какого возраста ребенку начинать поститься?
Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Cемилетняя
девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А
он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои
обязанности по дому». А еда? «Пост в пище — это важно, но второстепенно,
говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого
Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. — Если родители
концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются.
Цель поста — не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию
и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом
хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям
помогать — значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают
своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую
диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение,
интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми,
которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали,
что делать можно, а чего — нельзя».
И
те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся
во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают
его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут
его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. «С одной
стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому,
что “вот так принято”, это норма и по-другому жить странно, — говорит
протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы,
отец четверых детей, — например, в Великий пост мяса в доме просто
нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету,
то вырастет больным, — абсолютная мифология. Раньше в христианских
семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими
и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие
маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он
способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять
лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом
мера поста увеличивается — с каждым последующим годом что-то добавляется.
Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные
продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок
может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие
столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению
в принятии пищи рыбной».
С
тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребенка не принесет
вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик
храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, отец 7 детей: «Мы
в своей семье определяем для детей три степени поста: первая — с
молоком, но без мяса и яиц, вторая — без молочных продуктов, но
с рыбой, третья — в зависимости от строгости каждого конкретного
поста наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему опыту
скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети.
Мнение о том, что ребенок рискует недополучить витамины, вещества,
необходимые для роста, — это стереотип безбожного воспитания, не
имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал
родителям давать детям в пост больше меда, клюквы, орехов, если
у ребенка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины
“Декавит”, “Поливит” — самые простые и дешевые, которые можно найти
в любой аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой пищи
и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».
Протоиерей
Сергий Правдолюбов, представитель старинной священнической династии,
в которой не прерывалась христианская жизнь и семейный уклад даже
в годы гонений на церковь, вспоминает, что в их семье все дети соблюдали
посты с семи лет по уставу преподобного Саввы Освященного, то есть
без масла. «Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую
школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я вряд ли научился
бы поститься по-настоящему».
Но,
как говорят многие опытные священники, мера ограничения все же для
каждой семьи индивидуальна, она скорее должна определяться духовником,
чем соответствовать каким-то внешним нормам. «В нашей семье мы старались
избегать крайностей — рассказывает отец Александр Ильяшенко. — Конечно,
без мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А вот
без молочной пищи маленький ребенок не может, да и не должен обходиться.
Тем более что современный ребенок живет в нарушенных экологических
условиях, далеко не всегда дышит чистым воздухом, не пьет чистую
воду и питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А когда
дети подрастут, станут покрепче, они смогут и строже поститься.
Очень важно, чтобы относительно поста ребенка мать советовалась
со священником. Если она против каких-то строгостей, об этом обязательно
надо сказать священнику, потому что мать очень хорошо чувствует
своего ребенка, видит, тянет ли он ту нагрузку, которая на него
возлагается».
«У
нас в семье дети не постятся так же, как родители, — рассказывает
Татьяна, мама троих детей. — У нас всегда для детей есть дома молоко
и творог, часто рыба, но специально непостную еду я для детей не
готовлю, поэтому все равно режим питания у них меняется. Непостные
лакомства у нас отменяются, но есть лакомства постные и при этом
полезные: курага, сушеные яблоки и особенно любимые моими детьми
сушеные дыни. Еще у нас есть “постные пирожные”: хлеб подсушивается
с одной стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем яблоки
кружочками и посыпаются сахаром. И все это ставится опять в гриль.
Перед Пасхой и Рождеством у детей бывают порывы — два-три дня попоститься
строго, как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом
не настаиваю».
«Почему-то
как пост, так нам каждый день в школе сосиски или колбасу дают!»
— сокрушается третьеклассник Ваня. Ребенку-школьнику, если он учится
не в православной гимназии, постом приходится трудно — нет возможности
выбирать, дали на завтрак сосиски или творожные сырки — ешь. Как
тут быть, ходить голодным? И если чадо пришло из школы Великим постом
и говорит: «Нам давали сосиски, и я их съел?» — как реагировать?
«Обнять,
поцеловать и сказать: “Приятного тебе аппетита”, — советует священник
Александр Ильяшенко. — Похвалите ребенка за честность, за то, что
он сказал правду. Очень важно, чтобы ребенок рос искренним. Чтобы
если он что-то делает не так, то не прятался, не таился, а честно
об этом говорил. Есть такая народная мудрость: “ Повинную голову
меч не сечет”. Как я уже говорил, пост — не голод, и голодный ребенок
не может полноценно учиться. Пусть он ест школьную еду. Церковь
же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребенок
волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу,
а съесть картошку или макароны. Но не нужно ребенка загонять в угол,
он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя
в чем-то другом — например, не съест дома лишнюю конфетку. Не должно
быть формализма в духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также
и с постом — нужно творчески, молитвенно искать пути духовной жизни
для ребенка, а не просто выполнять какие-то формальности. Нужно
молиться, чтобы Господь умудрил найти правильное решение относительно
меры поста для ребенка и для других сторон его духовной жизни».
«Если
мы что-то отменяем в пост, те же мультики или развлечения, то, мне
кажется, хорошо бы и привносить что-то особенное, постное, — рассказывает
многодетная мама Татьяна. — Например, у нас в семье есть традиция
Великим и Рождественским постами каждый вечер читать при свечах
большое Евангелие с фотографиями Святой земли. Еще я стараюсь в
эти посты делать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся
к Рождеству или Пасхе».
О.
Александр Ильяшенко: «Есть старые послевоенные мультфильмы — “Аленький
цветочек”, “Снежная королева”, “Заколдованный мальчик”, “Дудочка
и кувшинчик”, “Два жадных медвежонка” — или, например, замечательная
“Сказка о солдате”, где главный герой творит добрые дела и побеждает
нечистую силу — солдат прямо в экран осеняет себя крестным знамением,
это в 1951 году! — эти добрые и по сути православные сказки несут
глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их вполне можно показывать
детям и постом. Хотя, конечно, показ мультфильмов всегда должен
быть под контролем, этого не следует делать слишком часто. Что же
касается празднования дней рождения и именин детей, если они выпадают
на пост, то тут можно перенести празднование на воскресный день,
в который пост всегда ослабляется, и приготовить вкусные постные
блюда».
В
одной семье, когда дети совершали какую-то провинность, родители
сажали их на целый день на хлеб и воду. Можно ли пост применять
к детям в качестве наказания?
Священник
Александр Ильяшенко: «Если родителю хочется ребенка посадить на
хлеб и воду, это значит, что он много-много упустил в воспитании,
когда ребеночек был еще совсем маленьким. Может быть, это мамочку
или папочку было бы правильно посадить на хлеб и воду? Пусть они
каются, молятся и смотрят, какие ошибки воспитания совершили. Прибегать
к таким крайностям — это педагогическое поражение. Мы как-то очень
легко берем на себя функции полицейских, с удовольствием становимся
держимордами. Разве нельзя до ребенка иным способом что-то донести?»
Если
у ребенка нет правильного понятия о посте, то пост может не укрепить
его в вере, а, напротив, оттолкнуть. «Если с постом связаны какие-то
конфликты, — говорит отец Александр, — например ребенок протестует
против поста, значит, что-то не так, допущен какой-то грех со стороны
родителей, непродуманность. Там, где Господь и любовь, не может
быть ссор, вражды, противостояния. Молись глубже, думай серьезнее,
и Господь покажет, как поступить».
Бывает,
что один из родителей воцерковлен, другой нет, и вопрос поста детей
в такой семье нередко приводит к конфликтам между супругами. В таком
случае конфликт часто касается не только поста, но и посещения богослужений,
характера воспитания и многого другого. Общий совет тут дать трудно.
«Но я бы не дал и однозначного совета, что нужно просто уступить
и ждать совершеннолетия ребенка, пока он сам наконец определится,
— говорит протоиерей Максим Козлов. — Было бы неправильно просто
радостно развести руками и сказать: “Я ничего сделать не могу, будем
есть котлеты, чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять
его своим постом”. Бороться за то, чтобы пост у ребенка был, нужно.
Если неверующий супруг может принципиально настаивать на необходимости
куриного бульона, то настаивать на необходимости леденцов во время
Великого поста он вряд ли станет».
Печаталось
в журнале «Нескучный сад»
от 25 февраля 2009 года
http://www.pravmir.ru/postnoe-detstvo
13
марта
Родительская суббота
в церкви Рождества Христова
с. Апраксино
в 9.00
будет совершена
Божественная литургия |
Редактор:
протоиерей Вадим Маркин
Заместитель редактора: Евфросиния Маркина
Компьютерная верстка: Татьяна Балака, Ольга Пименова
Корректор: Светлана Калашник
Подписано в печать: 20.02.2010 Тираж: 300 экз.
|
Адрес:
140478 Россия, Московская обл.
Коломенский район, с. Апраксино
Телефон: 8—985—643—0891
www.apraksino.narod.ru
e-mail: hram_apraksino@mail.ru |
|