История
расписание
Жизнь храма
хозяйство
реставрация
Виртуальный тур
Настоятель
Как помочь
Контакты
 
 

 

 
 
Икона дня
 

№ 1(28)
Издание прихода церкви Рождества Христова с. Апраксина
Коломенского благочиния Московской епархии
по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
20 февраля
2010 года

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

 

4 декабря — день памяти свщ. мч. Виктора Смирнова, бывшего настоятеля храма Рождества Христова с. Апраксино, расстрелянного богоборческой властью на Бутовском полигоне.

Настоятель храма протоиерей Вадим Маркин, протоиерей Сергий Тимохин, диакон Сергий Трутнев и диакон Димитрий Соловьев совершили в этот день Божественную литургию. Прихожане вместе со священниками молились и просили заступничества у святого. Завершилось богослужение совместной трапезой.

14 января — Обрезание Господне. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш, Иисус Христос, по Ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.


В храме Рождества Христова священником Михаилом Власовым в сослужении диакона Димитрия Соловьева была совершена Божественная литургия. Много прихожан собралось в этот праздничный день: Рождество Христово — престольный праздник храма. Священнослужители и прихожане совместной молитвой славили Родившегося Христа.

По традиции, в этот день после богослужения, для прихожан была накрыта праздничная трапеза и проведено приходское собрание.

Открыл собрание настоятель храма, председатель приходского совета, протоиерей Вадим Маркин. В своем выступлении отец Вадим подвел итоги минувшего года, рассказал о планах на будущее.

Заместитель председателя приходского совета по хозяйственной работе Ирина Владимировна Полищук рассказала о проведенных в 2009 году строительных работах. За прошедший год было сделано немало. В храме были вставлены все окна, отштукатурены и покрашены стены, завершена электрическая разводка, для реставрации колокольни установлены леса. Церковно-приходской дом отшлифован внутри и снаружи, сложена печь, проведены электрика и вода, установлены накопитель воды и вся сантехника, утеплены и подшиты потолки, покрашен первый этаж, установлена лестница на второй. Закончена отделка террасы, построены беседка и дровник, два теплых сарая для животных, вырыт каскад прудов на территории.

Ирина Владимировна рассказала также о планах на будущее: в 2010 году необходимо завершить возведение разрушенных стен храма и монтаж кровли, полностью отделать церковно-приходской дом, построить скотный двор.

Выступили также казначей храма и председатель ревизионной комиссии. В их докладах были подведены итоги по финансовым затратам, названы главные благотворители храма.

Собрание сопровождалось слайд-фильмом о приходской жизни в 2009 году. В завершении настоятель поздравил всех прихожан с праздником Рождества Христова и пожелал Божией помощи в трудах.

18 января — Крещенский Сочельник. В нашем храме священник Михаил Власов совершил праздничный молебен с Великим водоосвящением. По окончании богослужения отец Михаил поздравил всех с праздником Богоявления, пожелал помощи Божией и поспешения во всех благих делах.

 

Крещенский сочельник — это вечер — приготовление перед большим православным праздником Крещения Господня. В этот день вспоминается крещение Господа нашего Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Он также называется праздником Богоявления — это день, когда Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принял крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец — засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Праздник Крещения Господня замыкает двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало Его проповеди. В день праздника и в день Крещенского сочельника во всех храмах, на реках, озерах совершается Великое водоосвящение.

На праздник Крещения Господня вода освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской. Подвижники христианского благочестия называютосвященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Православные христиане хранят ее в Красном углу, рядом с иконами.


Татьяна Балака
Фото Марии Паниной


Постное детство

 

Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься?
Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?

Cемилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому». А еда? «Пост в пище — это важно, но второстепенно, говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. — Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста — не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать — значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего — нельзя».

И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. «С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что “вот так принято”, это норма и по-другому жить странно, — говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, — например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, — абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается — с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной».

С тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребенка не принесет вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, отец 7 детей: «Мы в своей семье определяем для детей три степени поста: первая — с молоком, но без мяса и яиц, вторая — без молочных продуктов, но с рыбой, третья — в зависимости от строгости каждого конкретного поста наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети. Мнение о том, что ребенок рискует недополучить витамины, вещества, необходимые для роста, — это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал родителям давать детям в пост больше меда, клюквы, орехов, если у ребенка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины “Декавит”, “Поливит” — самые простые и дешевые, которые можно найти в любой аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».

Протоиерей Сергий Правдолюбов, представитель старинной священнической династии, в которой не прерывалась христианская жизнь и семейный уклад даже в годы гонений на церковь, вспоминает, что в их семье все дети соблюдали посты с семи лет по уставу преподобного Саввы Освященного, то есть без масла. «Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я вряд ли научился бы поститься по-настоящему».

Но, как говорят многие опытные священники, мера ограничения все же для каждой семьи индивидуальна, она скорее должна определяться духовником, чем соответствовать каким-то внешним нормам. «В нашей семье мы старались избегать крайностей — рассказывает отец Александр Ильяшенко. — Конечно, без мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А вот без молочной пищи маленький ребенок не может, да и не должен обходиться. Тем более что современный ребенок живет в нарушенных экологических условиях, далеко не всегда дышит чистым воздухом, не пьет чистую воду и питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А когда дети подрастут, станут покрепче, они смогут и строже поститься. Очень важно, чтобы относительно поста ребенка мать советовалась со священником. Если она против каких-то строгостей, об этом обязательно надо сказать священнику, потому что мать очень хорошо чувствует своего ребенка, видит, тянет ли он ту нагрузку, которая на него возлагается».

«У нас в семье дети не постятся так же, как родители, — рассказывает Татьяна, мама троих детей. — У нас всегда для детей есть дома молоко и творог, часто рыба, но специально непостную еду я для детей не готовлю, поэтому все равно режим питания у них меняется. Непостные лакомства у нас отменяются, но есть лакомства постные и при этом полезные: курага, сушеные яблоки и особенно любимые моими детьми сушеные дыни. Еще у нас есть “постные пирожные”: хлеб подсушивается с одной стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем яблоки кружочками и посыпаются сахаром. И все это ставится опять в гриль. Перед Пасхой и Рождеством у детей бывают порывы — два-три дня попоститься строго, как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом не настаиваю».

«Почему-то как пост, так нам каждый день в школе сосиски или колбасу дают!» — сокрушается третьеклассник Ваня. Ребенку-школьнику, если он учится не в православной гимназии, постом приходится трудно — нет возможности выбирать, дали на завтрак сосиски или творожные сырки — ешь. Как тут быть, ходить голодным? И если чадо пришло из школы Великим постом и говорит: «Нам давали сосиски, и я их съел?» — как реагировать?

«Обнять, поцеловать и сказать: “Приятного тебе аппетита”, — советует священник Александр Ильяшенко. — Похвалите ребенка за честность, за то, что он сказал правду. Очень важно, чтобы ребенок рос искренним. Чтобы если он что-то делает не так, то не прятался, не таился, а честно об этом говорил. Есть такая народная мудрость: “ Повинную голову меч не сечет”. Как я уже говорил, пост — не голод, и голодный ребенок не может полноценно учиться. Пусть он ест школьную еду. Церковь же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребенок волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть картошку или макароны. Но не нужно ребенка загонять в угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя в чем-то другом — например, не съест дома лишнюю конфетку. Не должно быть формализма в духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также и с постом — нужно творчески, молитвенно искать пути духовной жизни для ребенка, а не просто выполнять какие-то формальности. Нужно молиться, чтобы Господь умудрил найти правильное решение относительно меры поста для ребенка и для других сторон его духовной жизни».

«Если мы что-то отменяем в пост, те же мультики или развлечения, то, мне кажется, хорошо бы и привносить что-то особенное, постное, — рассказывает многодетная мама Татьяна. — Например, у нас в семье есть традиция Великим и Рождественским постами каждый вечер читать при свечах большое Евангелие с фотографиями Святой земли. Еще я стараюсь в эти посты делать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся к Рождеству или Пасхе».

О. Александр Ильяшенко: «Есть старые послевоенные мультфильмы — “Аленький цветочек”, “Снежная королева”, “Заколдованный мальчик”, “Дудочка и кувшинчик”, “Два жадных медвежонка” — или, например, замечательная “Сказка о солдате”, где главный герой творит добрые дела и побеждает нечистую силу — солдат прямо в экран осеняет себя крестным знамением, это в 1951 году! — эти добрые и по сути православные сказки несут глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их вполне можно показывать детям и постом. Хотя, конечно, показ мультфильмов всегда должен быть под контролем, этого не следует делать слишком часто. Что же касается празднования дней рождения и именин детей, если они выпадают на пост, то тут можно перенести празднование на воскресный день, в который пост всегда ослабляется, и приготовить вкусные постные блюда».

В одной семье, когда дети совершали какую-то провинность, родители сажали их на целый день на хлеб и воду. Можно ли пост применять к детям в качестве наказания?

Священник Александр Ильяшенко: «Если родителю хочется ребенка посадить на хлеб и воду, это значит, что он много-много упустил в воспитании, когда ребеночек был еще совсем маленьким. Может быть, это мамочку или папочку было бы правильно посадить на хлеб и воду? Пусть они каются, молятся и смотрят, какие ошибки воспитания совершили. Прибегать к таким крайностям — это педагогическое поражение. Мы как-то очень легко берем на себя функции полицейских, с удовольствием становимся держимордами. Разве нельзя до ребенка иным способом что-то донести?»

Если у ребенка нет правильного понятия о посте, то пост может не укрепить его в вере, а, напротив, оттолкнуть. «Если с постом связаны какие-то конфликты, — говорит отец Александр, — например ребенок протестует против поста, значит, что-то не так, допущен какой-то грех со стороны родителей, непродуманность. Там, где Господь и любовь, не может быть ссор, вражды, противостояния. Молись глубже, думай серьезнее, и Господь покажет, как поступить».

Бывает, что один из родителей воцерковлен, другой нет, и вопрос поста детей в такой семье нередко приводит к конфликтам между супругами. В таком случае конфликт часто касается не только поста, но и посещения богослужений, характера воспитания и многого другого. Общий совет тут дать трудно. «Но я бы не дал и однозначного совета, что нужно просто уступить и ждать совершеннолетия ребенка, пока он сам наконец определится, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Было бы неправильно просто радостно развести руками и сказать: “Я ничего сделать не могу, будем есть котлеты, чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять его своим постом”. Бороться за то, чтобы пост у ребенка был, нужно. Если неверующий супруг может принципиально настаивать на необходимости куриного бульона, то настаивать на необходимости леденцов во время Великого поста он вряд ли станет».


Печаталось в журнале «Нескучный сад»
от 25 февраля 2009 года
http://www.pravmir.ru/postnoe-detstvo


13 марта
Родительская суббота

в церкви Рождества Христова
с. Апраксино
в 9.00
будет совершена
Божественная литургия

 

Редактор: протоиерей Вадим Маркин
Заместитель редактора: Евфросиния Маркина
Компьютерная верстка: Татьяна Балака, Ольга Пименова
Корректор: Светлана Калашник
Подписано в печать: 20.02.2010 Тираж: 300 экз.

Адрес: 140478 Россия, Московская обл.
Коломенский район, с. Апраксино
Телефон: 8—985—643—0891
www.apraksino.narod.ru
e-mail: hram_apraksino@mail.ru

 

 



Редактор — Евфросиния Маркина
Hosted by uCoz